Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цель наставника в ДОУ - создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задача наставника - помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Положение о системе наставничества педагогических работников МБДОУ детский сад №1 «Василек»
Приказ №101 от 29.12.2022 г. об утверждения Положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ Детский сад № 1 «Василек»
Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ Детский сад № 1 «Василек»
Приказ №45а от 28.08.2024 г. об организации наставничества в МБДОУ Детский сад №1 «Василек» в 2024-2025 учебном году
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ. В нашем детском саду создана наставническая пара: наставник Золотухина О.П. и ее коллега, начинающий воспитатель Шаталова М.Д.. Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также знание дошкольных методик.
С целью оказания методической помощи начинающему воспитателю и для повышения уровня профессиональной компетенции, наставник Оксана Петровна и наставляемый воспитатель Мария Дмитриевна взаимно посетили занятия друг друга, согласно индивидуальногоплана по наставничеству.
Педагоги проанализировали просмотренные занятия, взяли на заметку удачные приемы и методы работы с детьми и выработали рекомендации для более качественного проведения образовательной деятельности.